Все, что вы хотели знать о «скорой»
«Спасите, человек умирает!» – эти слова
диспетчеры «скорой помощи» слышат по телефону не раз и не два в день.
Уточняющие вопросы «от чего, где и кто умирает?» на другом конце провода не
всегда находят понимание. Тут драгоценное время уходит, а девушка на телефоне
бубнит какой-то опросник!
Между
тем, от ответов на заданные вопросы зависит не только какая бригада поедет к
больному (реанимационная, кардиологическая, педиатрическая, обычная или
фельдшерская – из числа свободных, конечно), но и сама возможность вызов
принять. Пока диспетчер не заполнит карту, которая является основным документом
по данному вызову, он не имеет права передавать его бригаде.
Общаемся с диспетчером
Оператор
на линии обязательно спросит: пол, примерный или точный возраст человека, к
которому вызывают «скорую», что случилось (где болит, характер травм, если они
есть, в сознании ли больной), адрес (улицу, номер дома, подъезд, этаж, код,
особенности подъездных путей) и ваш телефон и фамилию, если «скорую» вызывает
не сам пострадавший. Даже если вы очень нервничаете, постарайтесь отвечать на
все вопросы максимально четко.
Не
преуменьшайте и не преувеличивайте опасность. Например, «очень болит голова»,
«болит голова, была потеря сознания», «человек жаловался на головную боль,
сейчас без сознания» – разные категории срочности вызова. Здесь, правда,
возникает соблазн вызвать бригаду на угрожающее жизни состояние при его
отсутствии. Рядовой обыватель даже представить не может, сколько алкоголиков,
наркоманов и просто легких больных обслуживает «скорая» по жалобе «боли в
сердце», на которую стараются примчаться как можно быстрее. А в это время без
медицинской помощи остается человек с настоящим сердечным приступом…
Сколько ждать «скорую»?
В
соответствии с приказом «О порядке оказания скорой медицинской помощи»
подстанции должны находиться в пределах 20-минутной транспортной доступности.
Но не всегда «скорая» доберется до пациента за эти самые 20 минут. Время
зависит от того к «скорым» или «неотложным» случаям относится вызов, от наличия
свободных бригад и, увы, от пробок на дорогах.
Что делать пока едет врач?
1.
Выполняйте указания диспетчера или врача-консультанта
Дистанционным
лечением «скорая помощь» не занимается, но в некоторых случаях счет может идти
на минуты. Поэтому если уж вас сказали срочно повернуть пациента на бок, а не
оставлять на спине, это действительно важно.
2.
«Скорую» желательно встречать
Наша
нумерация домов не идеальна, а врачи - не телепаты. Искать третий подъезд в
пятом корпусе могут долго. Если вызов принят, выходить к месту встречи нужно
сразу же. Не можете встретить сами – привлекайте кого-то еще.
3.
Подготовить место и условия для работы
Если
«скорую» вызвали на улицу – это одно, а вот в квартире стоит заранее
приготовить стул для врача, место для ящика с инструментарием и
медикаментами, чистое полотенце и тарелку для ампул. Звать же на осмотр
всех, кто есть в доме, не нужно – достаточно 1-2 взрослых членов семьи, которые
смогут выполнять указания врача.
И,
пожалуйста, закрывайте в соседней комнате или на кухне животных. Каждый второй
сотрудник «скорой» может показать на себе места, в которые впивались некоторые
«некусачие» домашние питомцы, вдруг узревшие шприц.
4.
Подготовьте вещи для больницы, чтобы не терять время на сборы
Самое
необходимое: документы, страховой полис, тапочки, сменная одежда, чашка и
ложка, зубная щетка и паста, мобильный телефон и зарядное устройство. А также
деньги, как минимум, на обратную дорогу, ведь «скорая» обратно никого не возит.
Проблемы со «скорой»
Вариант
1. У вас не принимают вызов
Как
вызвать «скорую» с мобильного
Если
речь идет о звонках с мобильного телефона, двузначная комбинация 03 редко
поддерживается оператором и телефонными аппаратами.
В
Украине и Беларуси «скорую» можно вызвать, используя номер 103. Для других
операторов истину стоит искать в комбинациях 003, 030, 033, 103 или
пользоваться номером для экстренных вызовов 112. Он, кстати, работает при
отрицательном балансе счета и даже без sim-карты. В России в случае с МТС нужно
набирать 030, для Билайна 003 или 030, а для Мегафона 03-03-03.
Для
начала нужно определиться соответствует ли причина вызова тому, чем занимается
«скорая». В компетенцию скорой входят все состояния, угрожающие жизни и
здоровью человека. Это несчастные случаи; внезапные заболевания, угрожающие
жизни больного (симптомы - судороги, кома, длительная потеря сознания,
асфиксия, «острый живот», серьезные нарушения сердечно-сосудистой деятельности
и т.д.); роды и любые нарушения течения беременности; детские заболевания; опасные
для окружающих психические расстройства. И не важно, где находится больной:
дома, на улице, в магазине или на работе.
Не
принять вызов при вышеперечисленных ситуациях диспетчер не имеет права –
неработающий лифт, даже если вы живете на 22 этаже, и преклонный возраст
больного – не основания для отказа.
Если
трубку положили, перезванивайте снова 03 (скорее всего, вы попадете к другому
диспетчеру) или обращайтесь на «горячие» линии отделов здравоохранения.
Вариант
2. Машины все нет и нет
Выходов
здесь немного – звонить 03 и выяснять, почему задерживается «скорая» или ехать
в лечебное учреждение самостоятельно, если минимально позволяет состояние. Во
втором случае нужно отменить вызов. А разбираться, виновата пробка или чья-то
халатность, лучше уже, когда угроза для жизни снята.
Вариант
3. Конфликт с приехавшей на вызов бригадой
В
случае если медицинская помощь кажется вам недостаточной, вам необоснованно
отказывают в госпитализации или требуют денежное вознаграждение, звоните 03
(все звонки в диспетчерскую станций скорой и неотложной помощи записываются)
или на соответствующие горячие линии.
Важно
знать, что «скорая» не госпитализирует пациентов, диагноз которых ясен и
дальнейший прогноз нормальный, тех, кому требуется амбулаторное лечение. Отказ
же в госпитализации по возрасту при наличии показаний, незаконен. Стоит,
правда, отметить: тяжесть ухода за престарелым родственником после
инсульта и т. п. показанием для госпитализации не является.
Но, прежде чем жаловаться,
нужно знать, чем «скорая помощь» НЕ занимается:
-
поликлиническими вызовами (если больной сам может дойти до специалиста и
получить назначения);
-
обострениями хронических заболеваний (без прямой угрозы жизни и здоровью),
-
в случае ухудшений у больного, который наблюдается участковым врачом.
Также
врачи «скорой» НЕ снимают похмельный синдром, НЕ проводят процедуры в рамках
планового лечения, НЕ оказывают стоматологические услуги (исключение – сильное
кровотечение после удаления зубов), НЕ выезжают для освидетельствования трупов,
установления наркотического и алкогольного опьянения, НЕ выдают справки
и больничные листы и НЕ назначают лечение.
|