Мозговой центр (состоит из "ядра" и
"рассеянных элементов")
"Ядро"-
морфологически однородная группа клеток с точной проекцией рецепторных полей
"Рассеянные элементы"- клетки и группы клеток, располагающиеся
вне "ядра" и осуществляющие элементарный анализ и синтез
Зоны коры головного мозга
Первичные -
проекционные зоны (чувствительные и двигательные), отвечающие за элементарные
акты Вторичные - проекционно-ассоциативные зоны, ответственные за
операции гнозиса и праксиса
Третичные - участки перекрытия корковых представительств различных
анализаторов, осуществляющие интегративную функцию
Интегративные уровни нервной системы
Первая сигнальная система - отвечает за первичные этапы праксиса и гнозиса
Вторая сигнальная система - отвечает за осмысленность действий человека
и его речь
Третья сигнальная система - отвечает за прогнозирование различных актов,
формирование перспектив и выбор первоочередных задач
Основные центры коры головного мозга
Лобная доля
Двигательный анализатор
Располагается в области передней
центральной извилины и парацентральной дольки (поля 4, 6, 6А по Бродману)
Центр поворота головы и глаз в противоположную сторону
Располагается в области средней лобной
извилины, премоторной области (поля 8,9 по Бродману)
Лобно-мосто-мозжечковый путь
Начинается от задних отделов верхней
лобной извилины (поле 8)
Моторный центр речи (Брока)
Располагается в области задней части
нижней лобной извилины (поле 44 по Бродману)
Музыкальный моторный центр
Располагается кпереди от моторного
центра речи (поле 45)
Центр письменной речи
Располагается в области заднего отдела
средней лобной извилины (поле 6 по Бродману)
Теменная доля
Центр поверхностной и глубокой чувствительности
Располагается в области задней
центральной извилины (поля 1,2,3 по Бродману), верхней теменной области (поля
4,7 по Бродману), кзади от задней центральной извилины (поля 7,39,40 по
Бродману)
Центр праксиса
Располагается в области нижней теменной
дольки слева и в области надкраевой извилины (поля 39,40 по Бродману)
Анализатор интероцептивных импульсов
Располагается в области нижних отделов
передней и задней центральных извилин
Височная доля
Центр слухового анализатора
Располагается в области средней части
верхней височной извилины (Гешля), поля 41,42,52 по Бродману
Центр вестибулярного анализатора
Располагается в области нижних отделов
наружных поверхностей височных долей (поля 20,21)
Центр обонятельного анализатора
Располагается в области крючка и
аммонова рога (поля 11А, 11Е)
Центр вкусового анализатора
Располагается в области крючка, аммонова
рога, нижнего отдела задней центральной извилины (поле 43) и островка
Акустико-гностический сенсорный центр речи (Вернике)
Располагается в области задних отделов
верхней височной извилины слева (поля 22,37,42 по Бродману)
Центр распознавания звуков и мелодий
Располагается в области средней трети
верхней височной извилины (поле 22)
Затылочная доля
Центр зрительного анализатора
Поля 17,18,19 по Бродману
Центр анализатора письменной речи (центр чтения)
Располагается на границе височной,
затылочной и теменной долей (поле 39) Исследование и нарушение корковых функций
Гнозис (узнавание)
Запас сведений об окружающем мире при постоянном
сопоставлении с матрицей памяти.
Агнозия
Нарушение процессов узнавания при сохранении чувствительности и сознания.
Тотальная агнозия
Полная дезориентация человека
Зрительная агнозия
Нарушение узнавания предметов при
зрительном восприятии
Слуховая агнозия
Нарушение узнавания предметов по
производимому им шуму
Сенситивная агнозия
Нарушение узнавания предметов при
контакте (астереогноз и пр.)
Вкусовая агнозия
Нарушение узнавания предметов по вкусу
Обонятельная агнозия
Нарушение узнавания предметов по запаху Праксис
Целенаправленное действие.
Апраксия
Нарушение целенаправленности и плана действий.
Моторная апраксия
Больной не может выполнять действия по
приказу и по подражанию, но выполняет их непреднамеренно
Идеаторная апраксия
Больной не может выполнять действия по приказу,
но выполняет их по подражанию.
Конструктивная апраксия
Больной выполняет действия и по приказу,
и по подражанию, но не способен создавать качественно новые двигательные акты
Апраксии возникают при поражении теменно-затылочно-височной области доминантного
полушария (двусторонняя апраксия), субдоминантного полушария и мозолистого тела
(у правшей - левосторонняя апраксия) Мышление
Логические операции со словесными и
наглядно-образно-чувственными образами предметов.
Задержка умственного развития
Отставание в умственном развитие от
своего возраста при сохранении способности к обучению на высоком уровне (при
педагогической и социальной запущенности)
Олигофрения
Нарушение умственного развития с
ограничением способности к обучению
Дебильность
Сохранение адекватного умственного развития на бытовом, житейском уровне.
Имбицильность
Сохранение примитивных двигательных актов и навыков самообслуживания.
Идиотия
Полное отсутствие речи и социальная дезадаптация. Память
Различают механическую и смысловую память.
Компоненты памяти - запоминание (фиксация материала) и вспоминание
(воспроизведения материала).
Нарушения памяти проявляются в виде амнезии, гипомнезии, гипермнезии (усиление
механической памяти) и появления ощущений "уже виденного" или
"никогда не виденного"
На процессы запоминания и вспоминания влияют
<1. Внимание
<2. Заинтересованность
<3. Эмоциональность Речь и ее нарушенияКлассификация нарушений речи
Нарушение речи при органическом поражении головного
мозга
Афазия -
распад компонентов речи при поражении корковых речевых зон
Алалия - системное недоразвитие речи при поражении корковых речевых зон
в доречевом периоде
Дизартрии - нарушение иннервации речевой мускулатуры
Функциональные нарушения головного мозга
Заикание
Мутизм
Сурдомутизм
Дефекты строения артикуляционного аппарата
Дислалия
Ринолалия
Задержка речевого развития (при соматической и
педагогической запущенности) Некоторые варианты нарушений речи
Сенсорная афазия Вернике
"Словесная глухота", нарушение
понимания речи при поражении левой височной области (средних и задних отделов
верхней височной извилины).
Варианты сенсорной афазии
Акустико-гностическая сенсорная афазия
При нарушении слухового гнозиса возникает искажение понимания смысла слов при
отсутствии глухоты. Развивается при поражении задней части извилины Гешля
левого полушария (поле 22 по Бродману) Обычно сочетается с нарушением моторной
речи из-за нарушения контроля за собственной речью со стороны слухового
анализатора.
Выявляются
Большое количество ненужных слов в речи больного.
Логорея - чрезмерная говорливость.
Парафазии - неточное употребление слов
Персеверации - односложные ответы на различные по смыслу вопросы
Алексия - нарушение чтения.
Контаминации - слитное написание слов в предложении.
Акустико-мнестическая сенсорная афазия
При нарушении памяти возникает трудность подбора нужных слов при сохранении
грамматической структуры фраз. Развивается при поражении средней части извилины
Гешля левого полушария (поля 37 и 21 по Бродману).
Больной обычно понимает устную и письменную речь, но наблюдаются нарушения в
письменной речи и вербальные парафазии (затруднения при назывании предметов,
при которых не помогает подсказка первого слога)
Семантическая сенсорная афазия
Затруднение понимания сложных логико-грамматических конструкций, при
затруднении в произнесении слова подсказка первого слога помогает больному в
произнесении последнего. Развивается при поражении височно-теменно-затылочной
области левого полушария.
Моторная афазия Брока
Речевая апраксия, сочетание нарушения экспрессивной
(устной) речи и письменной речи при сохранении ее понимания. Обычно нарушается
и чтение (вслух). Проявляется наличием в речи больного однообразных предложений
с преобладанием существительных и инфинитивных форм глаголов.
Выявляются
Литеральная парафазия - перестановка и пропуск отдельных звуков
Вербальная парафазия - замена одного слова другим, сходным по артикуляции, но
различным по значению
Аграматизмы - нарушеня грамматического строя речи
Литеральные параграфии при письме
Вербальные параграфии
Паралексии и прочие нарушения чтения
Алалии
Развиваются у детей при поражении
головного мозга в возрасте до 2,5 - 3,0 лет.
Сенсорная алалия
Нарушение понимания обращенной речи при сохранении слуха (отсутствие речевого
словаря), обязательно нарушается и моторная речь.
Моторная алалия
Недоразвитие моторной речи при сохранении понимания обращенной речи.
Источник: http://www.4medic.ru/ |